Страничка Мастера

Учебный курс «Военная стратегия и проектный менеджмент»

Введение

Одним из факторов, сдерживающих развитие как отдельных предприятий, так и экономики в целом является недостаточная квалификация проектных менеджеров. В значительной мере, данная проблема проистекает от того, что сам по себе проектный менеджмент является относительно новой дисциплиной и в мировом масштабе (задача системной подготовки менеджеров до начала XX века не ставилась в принципе), и, тем более, – в России. Следствием этого является тот факт, что документы, регламентирующие общие вопросы управления проектами, во-первых, достаточно обтекаемы, во-вторых, применяются на практике лишь частично, и, наконец, в-третьих, универсальность общепринятых методик подготовки проектных менеджеров до сих пор находится под вопросом, а на русском языке подобных программ, можно считать, не существует.

Вместе с тем, существует область человеческой деятельности, имеющая с проектной деятельностью очень много общего, и которая, как таковая, развивается с незапамятных времён, и только известные нам попытки её систематизации в целях обучения, насчитывают более двух тысяч лет. Эта область – военное дело. Глубинные параллели между этими сферами могут быть неочевидны, но при более широкой трактовке оказывается, что большая часть того, чему учат наставления по военному делу - от Платона до Уставов вооружённых сил СССР – имеет своё отражение в проектной деятельности. При более широком взгляде на те или иные элементы военного устройства, стратегии, тактики, часто становится ясно, что их принципы могут успешно применяться в повседневной, совершенно мирной, работе.

Перенос принципов военного дела, в расширенной их трактовке, на управление проектами представляет интерес также и с точки зрения обилия и доступности различных материалов по военному делу и военной истории.

Во вводной части данного учебного курса даётся краткий обзор истории стратегической мысли военного направления, а также список ключевых источников, которые могут быть использованы в дальнейшем для самостоятельного изучения.

Основная часть данного учебного курса представляет собой попытку творческого переноса отдельных положений военной стратегии и военного устройства на практическую деятельность по управлению проектами. Предполагается, что предложенный в процессе курса список положений, и примеров их проектного применения, а также – список примеров применимости, человек, прошедший курс, сможет, при необходимости, продолжить самостоятельно.

В контексте данного учебного курса обучающимся будет предложено принять участие в командно-штабной игре по одному из локальных конфликтов XX века – часть лекционного времени будет посвящена введению в курс дела относительно контекста предполагаемых в игре событий.

Автор курса отдаёт себе отчёт в том, что он не является первопроходцем данного направления, однако, как представляется, предлагаемый в данном случае подход несколько отличается от предложенного Траутом и Райсом в известной работе «Маркетинговые войны». Прочие же известные автору работы отличаются гораздо более узким охватом темы, и, кроме того, также являются переводами зарубежных авторов.

План учебного курса

1. Краткая история стратегической мысли

  • 1.1. Древние (Платон, Ксенофонт, Фронтин, Вегеций, Псевдо-Маврикий)
  • 1.2. Сунь-Цзы
  • 1.3. Средние века и новое время
  • 1.4. XIX век (Наполеон, Клаузевиц, Мольтке, Энгельс)
  • 1.5. XX век
  • 1.6. Системный анализ
  • 1.7. Что читать по теме военной стратегии (Сунь-Цзы, Макиавелли, Клаузевиц, Лиддел-Гарт, ДеГолль, немцы, Переслегин)

2. Понятия и положения

  • 2.1. Кто враг?
  • 2.2. Централизация и иерархия
  • 2.3. Регулярность и специализация
  • 2.4. Профессионализм
  • 2.5. Стратегия и тактика
  • 2.6. Фиксация задач
  • 2.7. Концентрация сил
  • 2.8. Связь и взаимодействие
  • 2.9. Инициатива
  • 2.10. Информационное воздействие
  • 2.11. Линии снабжения - логистика
  • 2.12. Осада и штурм
  • 2.13. Штаб
  • 2.14. Тыловые и инженерные службы
  • 2.15. Боевой дух
  • 2.16. Информация и шпионаж
  • 2.17. Превосходство техническое и организационное
  • 2.18. Господство на море, в воздухе, в информационном пространстве
  • 2.19. Совмещение и универсализация
  • 2.20. «Картография»
  • 2.21. Штабные игры
  • 2.22. Туман войны
  • 2.23. Трение
  • 2.24. Темпы

3. Детали военного устройства середины XX века (предварительные пояснения к игре)

  • 3.1. Структурные концепции (полк/дивизия/армия против батальон/бригада/корпус)
  • 3.2. Организационные концепции (профессиональная армия, наёмники, призывная армия)
  • 3.3. Штабная организация
  • 3.4. Мобильность
  • 3.5. Артиллерия
  • 3.6. Авиация
  • 3.7. ПВО, ПРО
  • 3.8. Флот локальных конфликтов
  • 3.9. Инженерия
  • 3.10. Связь
  • 3.11. Влияние дипломатии

Описание игры

Проводимая в контексте учебного курса игра служит одновременно и практической работой на применение материала, и своеобразной формой тренинга по управлению ресурсами, принятию решений и другим аспектам проектно-управленческой деятельности.

В качестве сценария для игры предлагается один из наиболее интересных конфликтов второй половины XX века – в нашей реальности он называется Шестидневной войной, а как он будет называться в реальности игры – зависит от действий игроков. Но, в любом случае, действия конфликта развернутся на Ближнем Востоке в 1967 году. Игра может быть классифицирована, как командно-штабная стратегическая с ролевыми элементами. В плане технологии игры, автор ориентировался на наработки Сергея Переслегина и опыт участия в проводимых им играх – с некоторым переосмыслением и некоторой адаптацией формата.

Каких-либо предварительных установок о ходе и, тем более, результатах, игры не существует – развитие событий в игре полностью зависит от действий игроков. Вместе с тем, ведущий имеет определённые представления о соответствии производимых игроками действий исполняемым ролям, а также об общей эстетике игрового действия. Потому, на какие-либо поощрения за красивую игру, и на наказания игроков за неподобающие действия, вплетаемые в контекст игры, ведущий, безусловно, имеет право.

Предполагается, что все игроки входят в игру в роли высокопоставленных лиц, способных принимать решения и производить определённые действия в рамках своих полномочий. Игроки на протяжении всей игры могут беспрепятственно общаться между собой, за исключением особых случаев (персонаж игрока погиб, изолирован, пребывает в бессознательном состоянии, или же персонажи находятся во взаимоудалённых точках, между которыми в данный момент нет связи). В определённых случаях, ведущий может потребовать от игроков уточнений, как технически происходит общение между ними. Все прочие действия персонажей и подчинённых им сил заявляются игроком ведущему, который, в ответ (возможно- после уточняющих вопросов) сообщает игроку о результатах данного действия. В некоторых случаях, для определения результата действия может быть использован генератор вероятности (например, игровая кость d20) – интерпретация выпавшего значения в этом случае также остаётся за ведущим.
Если игрок не согласен с ведущим по какому-либо вопросу, он может аргументировано возразить решению ведущего, однако если ведущий настаивает на принятом решении, игрок обязан подчиниться.

Ход времени в игре неравномерен, определяется интенсивностью игровых действий и контролируется ведущим. При необходимости, ведущий может потребовать от игрока заявления каких-либо действий срочно, чтобы они были зачтены во временной период, который заканчивается.

Перед началом игры игроки получают пакет индивидуальных (в масштабах «штабов», команд, отдельных государств) материалов, в обязательном порядке сопровождаемых комментариями ведущего. После изучения материалов и инструктажа, игрокам в обязательном порядке предоставляется время для совершения некоторых действий «задним числом» (то есть, происходящих до момента начала игры), а также для обдумывания и разработки планов на игру.

Информацию о событиях, происходящих в мире игры, игроки получают от ведущего. Игроку следует помнить о возможности искажений поступающей информации.
Игра идёт по реальным топографическим картам театра военных действий.

По окончании игры предусматривается обязательный разбор произошедшего.

Предполагаемый состав играющих:

  • Израильский штаб: 4-5 человек;
  • Египетский штаб: 3-4 человека;
  • Сирийский штаб: 1-2 человека;
  • Иорданский штаб: 1-2 человека;
  • Представители США, СССР, Великобритании, Ирака – возможно, по одному человеку с ограниченными полномочиями.

Рекомендуемая литература

В качестве рекомендуемой литературы могут рассматриваться следующие источники:

  • Сунь-Цзы
  • Гай Юлий Цезарь «Записки о галльской войне»
  • Никколо Макиавелли «Государь»
  • Карл фон Клаузевиц «О войне»
  • Фридрих Энгельс «Армия. Кавалерия. Пехота. Флот»
  • Алфред Мэхен «Влияние морской силы на историю»
  • Шарль де Голль «Военные мемуары»
  • Михаил Галактионов «Париж, 1914, или Темпы операций»
  • Евгений Разин «История военного искусства»
  • Хайнц Гудериан «Танковые войска Германии»
  • Бэзил Лиддел-Гарт «Стратегия непрямых действий», «Вторая мировая война», «Правда о первой мировой войне»
  • Франц Гальдер «Военный дневник»
  • Эрих фон Манштейн «Утерянные победы»
  • Сергей Переслегин «Тихоокеанская премьера», «Вторая мировая – война между реальностями», статьи

Пока нет комментариев
имя    e-mail  
Комментарии публикуются после предварительного просмотра
© Алексей Долматов 2008
Написать письмо